Воскресенье, 19.05.2024, 08:48Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности
   Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей такую большую отдачу.
    Педагог-профессионал – духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства. Воспитание в нашей школе, направленное на развитие всех детей, построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
    Каждый из нас помнит фильм «Однажды двадцать лет спустя». Спустя 20 лет бывшие ученики собираются для того, чтобы выяснить, как они прожили 20 лет жизни, кем стали, чего добились. Бывает так, что класс вместе прожил 11 лет в школе, но как только отзвучали последние аккорды выпускного вечера и ребята ушли из школы, у них не появляется желания собраться вместе, вспомнить школьную жизнь, смешные и грустные истории многолетнего общения. Однако быва­ет и наоборот. Школьные годы, традиции и обычаи класса, теплота общения зовет и манит из детства, тянет, как магнитом, еще и еще раз встретиться и вспомнить все то, чем была наполнена школьная жизнь. Если в классе каждому было тепло и уютно, если ему помогали и поддерживали, радовались успеху, приветствовали инициативу и прав­дивость, лечили душу и согревали сердце - класс будет собираться и радоваться совместному общению и через 5 лет, и через 10, и через 20. От чего это зависит? Безусловно, от многих составляющих: личности классного руководителя, взаимоотношений всех участников общения, самих учащихся, их личностных качеств и т. д. Но очень во многом это зависит от тех традиций в отношениях между взрослым и учениками, которые складываются в классном коллективе на протяжении долгого времени.
    Как сделать так, чтобы спустя годы учащимся класса хотелось открыть дверь в свой класс и шагнуть в детство? Как превратить учебно-воспитательный процесс из изнурительного труда в приятный и радостный праздник? Чтобы найти ответы на эти вопросы, я уже много лет работаю над проблемой «Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности».
     Вот цели и задачи, которыми я руководствуюсь в своей деятельности:
1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.
2. Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.
3. Способствовать созданию эмоционально-комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание "ситуации успеха”.
4. Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно значимой деятельности.
    Приступая к планированию воспитательной работы с учащимися 5-6-х классов, использую методику «Дерево желаний». Учащимся раздаю листочки бумаги, на которых нарисовано дерево с ветками. На каждой ветке есть несколько листочков, на которых нужно написать ответы на следующие вопросы: - в каких мероприятиях класса мне хотелось бы участвовать; - в каких мероприятиях класса я мог бы оказать существенную помощь; - какие мероприятия надо провести в классе обязательно. Ребята вписывают свои ответы на чистые листочки дерева и сдают свои работы классному руководителю. На основе этих работ учащихся провожу интересный классный час под названием «Мои хочу, могу и надо». Приведенные выше варианты совместного с учащимися планирования воспитательной работы полезны тем, что позволяют сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для педагога, но и для детей. Они понимают, что взрослый неравнодушен к тому, чем и как будут жить дети. Да и родители начинают по-иному относиться и к школе, и к классу, и к своему посещению учебного заведения. Планирование - это первый шаг к тесному сотрудничеству педагога, детского коллектива и родителей. Изучив результаты совместной деятельности детей и родителей, приступаю к анализу полученных результатов и оформлению плана воспитательной работы.
    Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания. Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, помощь в организации праздника и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
   В прошлом году в своём 5А классе я провела мероприятие «Дверь в детство», в котором участвовали дети и родители. Подготовка к нему шла в течение месяца. Учащиеся класса получили задание побеседовать со своими родителями и расспросить их о днях детства, о том возрасте, в котором сейчас находятся они сами. Собранные фотографии, воспоминания, сочинения, рассказы были оформлены под общим названием «Детство моих родителей» в форме выставки. Класс был разбит на несколько групп: 1 группа получила задание оформить выставку «Детство наших родителей» и подготовить экскурсию по выставке. 2 группа – поиск песен, подготовка музыкальной программы «Мелодии детства». 3 группа – подготовка и проведение блиц-интервью. 4 группа – проведение семейного конкурса «Что мы знаем друг о друге?».
    Фрагменты данного мероприятия:
1) Ученики-ведущие проводят блиц-опрос родителей.
 Самый смешной и самый грустный случай из вашей школьной жизни.
 Назовите имя и фамилию своего соседа по парте в 1-м классе.
Какие из учебных предметов вам больше всего нравились, а какие нет?
Сбегали ли вы с уроков?
В каком классе вы впервые влюбились?
Наказывали ли вас ваши родители? Если да, то за что?
В какие игры вы играли?
Назовите песни вашего времени.
О чем вы мечтали в детстве? Ваши мечты сбылись?
Общаетесь ли вы с друзьями детства
   2) Школьники дарят родителям музыкальный подарок: исполняют песни из детства родителей, о которых они узнали во время предварительной подготовки к классному часу. Родители поют вместе с ребятами.
  3) Ребята представляют фотографии из детства своих родителей и рассказывают, кто изображен на них, в каком году они были сделаны, где и когда, в какой момент жизни, какие факты биографии там запечатлены. Рассказы детей дополняют родители. Школьники знакомят родителей с оформленным стендом детства, зачитывают отрывки из своих сочинений, показывают иллюстрации.
  4) Семейный конкурс «Что мы знаем друг о друге?»
Группа школьников проводит конкурс, для участия в котором приглашаются и родители, и дети. Все участники делятся на пары (ребенок – родитель). Детям и их мамам или папам задаются вопросы о детстве. Родители отвечают письменно, дети – вслух. Ответы сопоставляются, за каждое совпадение команда получает 1 балл. Затем участники меняются ролями: дети пишут, родители говорят предполагаемые ответы. Вопросы детям: • Какие конфеты были любимыми у папы и мамы в детстве? • Какие песни любили родители? • Какие увлечения были у папы и мамы в детстве? • Какие школьные предметы были у папы и мамы самыми нелюбимыми? • Как звали любимых учителей папы и мамы? • Какие прозвища были у папы и мамы? • Какие курьезные случаи из их детства вам запомнились? • Как звали лучшую подругу или друга папы и мамы? Вопросы родителям: • Любимая одежда вашего ребенка. • Самое большое желание вашего ребенка. • Любимая еда сына/дочери. • Лучший друг или подруга вашего ребенка. • Самое страшное наказание для вашего ребенка. • Любимый предмет сына/дочери. • Любимая песня ребенка. • Любимое занятие, хобби ребенка. В конце мероприятия дети получили грамоты за лучший рассказ о детстве родителей, за лучшую работу в фотовыставке «Детство моих родителей», за участие в конкурсах. После окончания торжественной части родители и дети пили чай. Все остались очень довольными. В памяти детей и родителей сохранились тёплые воспоминания об этом мероприятии. Дети на следующий день делились своими впечатлениями.
   В конце этого года я запланировала провести итоговое родительское собрание вместе с детьми «Вот и стали мы на год взрослей», на котором будут подведены итоги прошедшему учебному году.
  Основные педагогические принципы, используемые в воспитательной работе Ребёнок - субъект собственной жизни. Педагогу-воспитателю следует направлять ребенка, а не принуждать, так как любое потенциальное принуждение ведёт (в большинстве случаев) к моральной деградации растущей личности. Ребёнок сам, в меру своих сил, должен определиться, что ему интересно, что для него важно, а что не вызывает интереса, что является второстепенным.
Каждый ребёнок талантлив. Исходя из этого чрезвычайно важного для меня принципа, я считаю необходимым помочь каждому ребёнку найти себя, проявить, развить свои способности. Ситуация успеха" - не самоцель, а лишь дополнительный стимул к самосовершенствованию. Успех порождает дальнейший успех, а неудача (очень часто) не является для ребенка стимулом для развития. Необходимо предоставить каждому ребёнку максимальную возможность испытать радость успеха, яркое ощущение своей нужности, востребованности и полезности.
Принцип толерантности. Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.
 Принцип создания воспитывающей среды. Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости". Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.
Принцип индивидуализации воспитания. Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.
   В 2009 году окончили школу мои первые ученики, мои первые воспитанники. Я терпеливо учила их всему тому, что знала сама, и, конечно, чему-то училась у них. Все прошедшие годы - это годы нашей большой дружбы, своеобразная школа совместного роста, опыт совместного анализа результатов нашей деятельности. Вместе мы провели немало интересных и увлекательных дел, экскурсий, мероприятий: вечера «Волшебная магия свечи», «С Рождеством!», классный час – беседа «Моя Любовь – моя Звезда…». Но самым ярким считаю проведение вечера, посвящённого празднованию «Хэллоуина». За оформление комнаты и разработку сценария отвечало несколько человек, остальные ничего об этом не знали. Все ждали начала мероприятия на первом этаже. Вдруг погас свет, и послышались ужасные крики и стоны. На пути в комнату всех также ждали различные испытания. Всех удивила обстановка, в которую каждый окунулся: привидения, паутина на двери, костюмы, и особый эффект создавали светящиеся фонари-лампы, сделанные детьми из тыкв. Потом были различные конкурсы, а вконце мероприятия дети сели в круг и рассказывали страшные истории.
   Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 6 А класса. Наш классный коллектив находится ещё в стадии формирования и развития, есть определённые проблемы. Но что касается внеклассной деятельности, то это одна большая семья единомышленников. Это организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления.
   Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.
Категория: Мои статьи | Добавил: Natalja777 (08.11.2010)
Просмотров: 1041 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz