Воскресенье, 19.05.2024, 09:02Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Учебный труд подростка. Помощь родителей в учении шестиклассникам.
Учение - ведущий вид деятельности школьников; его цен­тральная задача - усвоение знаний, умений и навыков, содействие разностороннему воспитанию и развитию учащихся. Без активного учения невозможно овладеть другими видами человеческой дея­тельности - производительным трудом, художественным творчест­вом, спортом. Поэтому все родители очень хотят, чтобы их дети успешно учились, росли любознательными, много читали, прояв­ляли упорство в учебе. В семье необходимо помогать подростку в усвоении и применении умений и навыков учебного труда. Учебная деятельность зависит от взглядов школьников на роль учебы в их жизни, от уровня развития мотивации. Что сегодня побуждает детей ходить в школу, делать домашние задания? Ответ на этот вопрос интересен и потому, что дает возможность многое понять в личности современного подростка. Исходя из исследования мотивов учения у школьников (автор А. Д. Андреева) 40-50-х гг., основными мотивами учения были стремление по­лучить в будущем хорошую профессию, служить Родине, ответственно выполнять порученное дело («Я учусь для того, чтобы быть нужным Родине». «Я должен хорошо учиться, чтобы в будущем стать настоящим ученым»), то у современных подростков подобные мотивы встречаются крайне редко. Для них наиболее харак­терны нетипичные для школьников прошлых лет мотивы самоут­верждения и самоусовершенствования («Не хочу быть хуже всех», «Чем лучше отметки, тем увереннее и спокойнее себя чувствуешь», «Я хочу научиться глубоко во все вникать», «Надо уметь держать темп, уметь держаться в хорошей форме»).
Эти данные говорят сами за себя: 30-40 лет назад школьник ощущал себя прежде всего как член общества, ставя его интересы выше собственных; для современного подростка главной ценностью является он сам, и поэтому даже в мотивации учения на первом месте оказывается стремление к саморазвитию, самореализа­ции. Сегодня учащиеся и родители ориентированы на идеалы, традиционно считавшиеся индивидуалистическими. Для них характерны стремление к благосостоянию, практичность, трезвость взглядов, желание быть хорошим семьянином.
Задача взрослых состоит в том, чтобы не погасить стремление подростка к познанию, чтобы в течение всего периода школь­ного обучения создавать благоприятные условия для его развития, дополнить его новыми мотивами, идущими от содержания образо­вания, от стиля общения учителя с учениками. Формирование по­ложительной мотивации учения - не стихийный процесс, и рассчи­тывать здесь только на природные задатки детей было бы опрометчиво. Мотивы учения надо специально воспитывать, развивать, стимулировать, и, что особенно важно, надо учить школьников «самостимулировать» свои мотивы. Школьники активнее занимаются самовоспитанием учебных мотивов, если этот процесс инте­ресует и учителей, и родителей, когда их поддерживают при возникающих затруднениях, создают своеобразные «ситуации успеха».
Если говорить о школьниках четвертых-пятых классов, то перенос симпатии к личности учителя на преподаваемый предмет встречается почти в 80 % изученных нами случаев. Естественно, это определяет отношение школьника к домашним заданиям любимого учителя и задания желанны.
Далее подросткам становятся наиболее близки предметы, ко­торые связаны не столько с личностью педагога, с его умением увлечь (хотя это остается серьезным фактором), сколько с собственными интересами.
В не меньшей, а скорее в большей степени интерес к опреде­ленным дисциплинам и видам деятельности формируется в семье. Например, когда сын, беря пример со своего отца, хочет стать про­граммистом и много времени проводит у компьютера. Или когда родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком.
Развитию интересов у школьников, находящихся в благопри­ятных условиях, способствует феномен, возникающий в подростковом возрасте и получивший название «сенсорная жажда». Сен­сорная жажда - это потребность в получении новых ощущений -желание увидеть, услышать, попробовать, чувствовать что-то новое. Стремление к новизне особенно характерно для подростков. С одной стороны, сенсорная жажда толкает подростков на поиски нового, способствует развитию любознательности. Но с другой, особенно когда они не получают поддержки взрослых, она может явиться и причиной того, что еще толком не разобравшись в сути какого-либо дела, они бросают его и переключаются на другое. Примерно 70-75 % школьников проявляют интерес к определенным учебным дисциплинам и видам деятельности. Вместе с тем лишь у незначительного числа учащихся эти интересы перерастают в стойкие увлечения, когда в процессе занятий у детей формируются познавательные мотивы, которыми они начинают руководство­ваться в период профессионального самоопределения.
На практике часто можно встретиться с тем, что родители не способствуют развитию стойких интересов у детей. Они подтрунивают над ними, когда у тех что-то не получается и, вместо того чтобы укреплять у ребят уверенность, формируют у детей неправильное представление о способностях. Дело в том, что многие люди считают, что если у человека есть способности, то они быстро проявятся без особых усилий с его стороны. Конечно, такое иногда случается, но в подавляющем большинстве случаев значительных результатов человек добивается лишь благодаря упорному и длительному труду. Приведенный выше взгляд родителей прино­сит только вред, препятствует формированию как здоровых интересов, так и волевых качеств у детей.  
Долгое время разбросанность, ситуативность подростковых интересов рассматривалась как типичная проблема возраста, а в учебниках и научно-популярных книгах много внимания уделялось формированию устойчивых интересов у подростков. Во многом эта проблема остается актуальной и сегодня. Однако в последнее время катастрофически стало расти число жалоб прямо противоположного свойства на то, что подросткам ничто не интересно, что им все «до лампочки».    Родители могут помочь подростку в развитии устной и письменной речи. Очень хорошо, когда в семье время от времени приобретается то орфографический словарь русского языка, то словарь иностранных слов, то иной какой-нибудь словарь или справочник, и детей приучают ими пользоваться. Эти книги всю жизнь нужны человеку. Ученики, которые в 5-7-м классе привыкают самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, в более старшем возрасте обычно без всякого нажима со стороны взрослых идут в библиотеку за дополнительной литературой. Быстрота восприятия учебной информации во многом определяется темпом чтения. Ускоренное чтение позволяет понимать текст, не ощущая его звуко­вой символики; помогает оно и выделению в тексте главных мыслей, так как практически одновременное восприятие ряда слов дает возможность быстро сравнивать их, вычленять самые важные. Скорость восприятия учебной информации во многом зависит от быстроты ее письменной фиксации. В семье могут да­вать детям задания по списыванию текста с самостоятельным фиксированием затраченного времени, сочетать развитие темпа чтения и письма с формированием у учащихся умения укладываться в от­веденные на выполнение домашних заданий нормы времени.
Существует много умственных приемов, с помощью которых человек производит активную умственную обработку материала. Задача родителей состоит в том, чтобы школьник уяснил саму воз­можность запомнить материал в ходе активной его обработки. Если он поймет это и начнет самостоятельно искать такие приемы, то все в порядке, наша основная цель достигнута.
Важное умение, которое должно качественно совершенство­ваться вместе с изменениями приемов умственной работы школьника, - умение сознательно регулировать процесс учения и доста­точно правильно оценивать его результаты. Так, с течением време­ни пересказ вслух или про себя становится по преимуществу мето­дом самоконтроля и должен помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается самого материала, то решающее значение имеют разные виды активной работы над ним. Затем пол­ный, развернутый контроль начинает постепенно сокращаться, и ученик все чаще проверяет прочность запоминания, воспроизводя только структурную, опорную схему материала. Если ученик мысленно представляет себе схему ответа, значит, он хорошо помнит содержание учебного материала. Теперь на первый план выступает необходимость добиваться того, чтобы оценка себя отражала дей­ствительное положение дел и была, насколько это возможно, ус­тойчивой. В подростковом периоде очень часто глубокая неуве­ренность в себе причудливым образом сочетается со своеобразным гонором, с непомерно высокой оценкой своих достижений. Кон­троль и самооценка являются наиболее удобными для всяких по­сторонних влияний.
Проблема объективности школьной отметки возникает в тех случаях, когда обнаруживается расхождение между тем, как ученик оценивает свои собственные знания, т. е. самооценкой, и тем, как их оценивает учитель, что, соответственно, выражается в выстав­ляемых им отметках. Важно подчеркнуть, что не следует подозревать школьника в систематическом обмане. Он, как правило, ис­кренне убежден в том, что ему занижают отметки. Не упреки, не наказание, а кропотливое убеждение должно быть союзником родителей. Прежде всего, нужно пойти в школу, установить контакт с учителем (или учителями), с классным руководителем. Не забы­вайте о необходимости особо высокой тактичности при разговоре на эту тему. Один из путей выяснить истинное положение дел - это поговорить с их школьными товарищами. Конечно, с теми из това­рищей, с кем вы имеете достаточно хороший контакт. Известный материал для суждения по предмету может вам дать выборочная проверка уроков. Причиной появления у школьника мнений о том, что ему снижают отметки, могут быть, прежде всего, особенности его характера: мнительность, тенденция фиксировать внимание на неприятных событиях и явлениях. Но иногда мнение о систематическом занижении отметок возникает у школьников в результате дефектов в формировании учебной деятельности. Если ваш сын или дочь заявляют, что им в школе занижают отметки, то, пытаясь разобраться и помочь своим детям, обязательно задайте себе во­прос: «А не является ли это мнение результатом ошибок в воспита­нии?», попытайтесь критически осмыслить ваше собственное отношение к ребенку. Если в процессе воспитания ребенок усваивает мысль, что он хороший, и все, что он делает, тоже хорошо, а если кто-то бывает им недоволен, то это лишь придирки к нему и не бо­лее, в таком случае начинайте перестраивать свои отношения с ребенком и обратите особое внимание на выработку у него навыков контроля и правильной самооценки.
 
Приложение
Анкета для детей:
По каким предметам ты испытываешь затруднения в учении? Что именно, по-твоему, затрудняет учение:
• состояние здоровья, ты быстро устаешь на уроке;
 • у тебя дома нет своего рабочего места, некоторых пособий и принадлежностей, тебе не помогает никто из старших, отрицательно влияют сверстники и т. п.;
 • у тебя есть пробелы в ранее пройденном материале, в теории, в решении задач;
 • особенности преподавания учителем предмета: очень быстро говорит, мало наглядности, повторения;
• нет интереса к изучению данных предметов;
• неумение быстро читать, писать, делать зарисовки, выделять главное, медленное выполнение домашних заданий.
• слабое развитие некоторых качеств личности (например, ты не можешь долго и настойчиво искать решение задачи - т. е. воли,
внимания - не можешь сосредоточенно слушать объяснения учителя, быстро отвлекаешься);
• особенности мышления (ты затрудняешься при сравнении явлений, при необходимости сделать выводы), памяти (трудно запоминаешь прочитанное, приходится читать более двух раз).
Категория: Мои статьи | Добавил: Natalja777 (23.05.2011)
Просмотров: 1176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz