Воскресенье, 19.05.2024, 11:05Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 16
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского язык
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы крадем у наших детей завтра
Джон Дьюи
    За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. 
     Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста, как средство гуманитаризации и гуманизации общества, макрофактор, объединяющий государства и народы, средство социализации.
    Значительное изменение социального заказа привело к кардинальной перестройке учебного процесса, к пересмотру целей и задач обучения иностранному языку, что подтолкнуло меня к использованию современных педагогических технологий. В профессии учителя нет предела совершенству. То, что вчера казалось единственно возможным, сегодня выглядит устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. Приходится быть постоянно в поиске и задавать себе вопросы:
- Что я делаю?
 - С какой целью?
- Каковы результаты моей деятельности?
- Как я этого достигла?
 - Можно ли сделать лучше?
- Что я буду делать дальше?
    Известно, что человек охотнее делает то, что хорошо получается. Из множества новых педагогических технологий я предпочитаю те, где ведущее место занимают мобилизующие принципы, где ребёнок является субъектом учебной деятельности. Работа над рационализацией учебной деятельности – задача каждого учителя. Школа не может обеспечить ребенка на всю жизнь. Способность учащегося самому находить новые приёмы приобретения знаний и выработки умения действовать в уме является показателем его развития в будущем. Лев Толстой писал: «Знание тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти». Развивать ребёнка, а не натаскивать – основное правило в моей работе. Воплотить эту идею в жизнь позволяет мне применение интерактивных технологий. За основу своей концепции я взяла хорошо известную идею о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. А способ достижения цели выбрала через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г.К.Селевко. В своей работе я использую идеи деятельностно и личностно ориентированного обучения, которые нашли отражение в трудах ученых Е.С.Полат, Е.И.Пассова.
Главная цель моей педагогической деятельности:
- организация комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой; ­
-формирование у школьников умение гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний для самореализации.
    Исходя из целеполагания, я обозначила для себя следующие задачи:
 Обучающие: ­
-сформировать у школьников учебные навыки работы и коммуникативные умения, необходимые для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах, ­
 -познакомить учащихся с достижениями национальных и общечеловеческих ценностей.
Развивающие:
– развить у школьников: ­
- способность самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, ­ навыки взаимоконтроля и самоконтроля, ­ этикетные нормы (речевой такт и поведение).
 Воспитательные: ­
-совершенствовать нравственные качества личности учащихся (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество), ­
-выработать языковую, этническую и расовую терпимость и уважение к другим культурам, ­
-знакомить учащихся с культурой стран изучаемого языка, их связями с мировой культурой.
    В центре моей педагогической деятельности находится ребенок, которого я считаю не объектом, а субъектом обучения и воспитания. Поэтому мною в основном используются активные методы обучения с применением инновационных педагогических и информационных технологий, а на уроках создается атмосфера доброжелательности и успеха. Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность. Вот некоторые интерактивные технологии и методы, через которые я внедряю интерактивную модель обучения на уроке:
— работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, "два, четыре, вместе”;
 —«аквариум». (Форма диалога, когда ребятам предлагаю обсудить проблему «перед лицом общественности». Учащиеся выбирают того, кому они могут доверить вести тот или иной диалог. Иногда это могут быть несколько желающих. Они ищут дополнительный материал в Интернете или в библиотеке, готовят выступления с использованием программы Power Point. Все остальные ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название — аквариум);
— «большой круг». (Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему. Каждый ученик выступает с решением этой проблемы).
 — эвристическая беседа;
— уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);
— конференции;
— деловые игры;
— использование средств мультимедиа (компьютерные классы);
— технология полноценного сотрудничества;
— технология моделирования, или метод проектов.
   Применяя интерактивные формы обучения на занятиях, я сталкиваюсь с некоторыми проблемами, которые стараюсь успешно решать, а именно:
 - стараюсь вовлечь в работу всех учащихся;
- забочусь об их психологической подготовке. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Сказывается известная закрепощенность, скованность, традиционность поведения. В этой связи провожу разминки, постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации ученика.
- Стараюсь, чтобы каждый был услышан, чтобы каждой группе была предоставлена возможность выступить по проблеме.
 - Отношусь со вниманием к подготовке помещения для работы. Класс готовлю с таким расчетом, чтобы учащимся было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах. Другими словами создаю для учащихся физический комфорт.
    Иногда мною выбираются две формы работы с учащимися, а именно: индивидуальная и групповая, так как считаю, что для этого есть объективные причины психологического плана. Есть ученики, которые любят работать в одиночку независимо от уровня их подготовки, но есть и такие, которые хотят, чтобы ими руководили или постоянно помогали. Одни любят и могут думать, другие не могут или не хотят, но готовы делать все, что им скажут. Объединение учащихся в группы по разноуровневым способностям способствует в процессе общей работы самообучению каждого, развитию чувства взаимопомощи и ответственности за общий результат, его качество. Моя роль превратилась в роль наставника, советника, который разделяет общую ответственность за результат, и я выступаю как равноправный участник дискуссии, игры, конференции и т.д. 
   Как я уже отмечала ранее, в своей работе я обычно использую различные виды интерактивных методов обучения. При обсуждении теоретических и практических проблем мною обычно используется метод дискуссии для обмена опытом между учащимися, для уточнения и согласований позиций всех участников дискуссии, для выработки единого подхода к анализу определенного явления и др. Метод учебных дискуссий улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умение спорить, доказывать, защищать и отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других. Коллективный обмен мнениями, совместный поиск истины за «круглым столом» признаю одним из эффективных методов обучения на старшем этапе обучения для реализации задач данной концепции.
    Для повышения интереса учащихся к изучению английского языка, их активности и практической направленности в изучении теоретических проблем я использую занятия, проводимые в форме деловой игры. Деловая игра – это педагогический прием моделирования различных ситуаций, имеющих целью обучение школьников принятию решений. Занятия в форме деловой игры (ДИ) в значительной мере активизируют учебно-воспитательный процесс, вызывают дух соперничества, эмоциональный накал, способствуют развитию творческого мышления учащихся, учат целенаправленно применять имеющиеся знания на практике. На занятии мною используются различные варианты организации и проведения деловых игр: «КВН» (разминка команд, вопросы капитанам, вопросы командам, «домашнее задание» и т.п.), «Слабое звено» (викторина с учетом интеллектуальных способностей), имитационные игры (дебаты, ток-шоу, литературный клуб и другие).      
  Таким образом, деловые игры изменяют привычную обстановку на занятиях, развивают творческие способности, формируют практические навыки и умения необходимые для формирования умений адаптироваться в меняющихся жизненных реалиях, создают условия для самореализации личности. 
  Для решения воспитательных, обучающих и развивающих задач интерактивного обучения метод анализа конкретных ситуаций является наиболее эффективным приемом на всех этапах обучения. Преимущество этого метода заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а, следовательно, интересны и актуальны.
   В зависимости от темы урока и особенностей содержания материала на занятиях я применяю различные виды ситуаций. ­
- Иллюстрации. Я привожу пример из школьной практики или личного опыта. Например, показываю работы других школьников, которые добились значительных успехов в учебе. ­
-Оценка. Учащимся предлагается описание конкретного поступка. Например, конфликтная ситуация между одноклассниками в столовой и соответствующие меры со стороны дежурного по столовой. Задача учеников: оценить значение ситуации и правильность действий школьников. Дети анализируют ситуацию, дают оценку правильности действий и предлагают свой вариант.
-­ Упражнение. Учащиеся проводят на занятии небольшое исследование. Например, каждый ученик получает задание – провести исследование в группе (сколько времени проводят у телевизора, какие у них любимые программы и т.д.), опросить других учеников, заполнить таблицу, проанализировать результаты, сделать вывод и дать совет или поделиться своим опытом.
   Интерактивное обучение на уроках английского языка приводит к хорошим результатам, оно «учит учиться». Я вполне согласна с метафорой Томаса Хаксли, знаменитого натуралиста 19 столетия, ибо по его определению «образование – это изучение правил игры под названием «жизнь». Его высказывание применимо к современным требованиям к образованию. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношения между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания английского языка. 
  Интерактивное обучение на уроках английского языка создает атмосферу непринужденного общения, где меняется моя роль как учителя. Оно вносит в образовательный процесс новые приемы, оживляет и активизирует их, избавляет от наиболее цепких и живучих сорняков формализма в обучении, исключает бездумное заучивание и пересказ «книжных» знаний, внедряет активное мышление, творческую самостоятельность в процесс познания мира. В конечном итоге интерактивное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно, положительный результат в обучении и воспитании.
   Интерактивное обучение на уроках английского языка имеет практическую значимость в формировании личности. Интегрированные уроки способствуют созданию целостного восприятия окружающего мира: готовят школьников к культурному, профессиональному и личному общению, развивают воображение, фантазию и мышление, стимулируют интерес, поддерживают высокую мотивацию к изучению иностранных языков, приобщают к культурному наследию и духовным ценностям своего народа и других народов мира. 
     Использование информационных технологий на уроках аналитического чтения свидетельствует о тесной взаимосвязи литературы, истории, информатики, где английский язык является основным, потому что используется как средство обучения. Интернет создает уникальную возможность создания естественной языковой среды. Я использую информационные ресурсы сети Интернет, интегрируя их в учебный процесс, при работе над проектом для самостоятельного поиска информации, для обогащения словарного запаса, проверки грамматики. Учащиеся получают домашнее задание найти дополнительную информацию о биографии и творческой деятельности авторов изучаемых произведений в библиотеке или в сети Интернет. Аутентичные материалы, найденные учащимися, становятся основой обсуждений для развития навыков аудирования, монологической и диалогической речи. Таким образом, интерактивное обучение учит детей добывать знания самостоятельно.
   Мы живем в информационном обществе и главный капитал – умение добывать информацию, которая является самым ценным и важным продуктом будущей рыночной экономики. Иными словами интерактивное обучение ярко отображает изменение сути образования «От образования на всю жизнь – к образованию через всю жизнь».          
   Результативность методики интерактивного обучения видна в успехах и достижениях моих учащихся:
2007-2008 г.г.: Ерошкина Е., Рыжова Ю. – дипломанты II степени IХ Республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии», Авдонина А. - II место в олимпиаде по языкознанию в рамках Российского очного летнего турнира «Vivat, Эрудиты!», Авдонина А. - лауреат II степени в конференции «Первые шаги в науку» в рамках Российского летнего турнира «Vivat, Эрудиты!», Ерошкина Е. - лауреат Российского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Мир английского языка» (9-11 кл.), Авдонина А. - лауреат Российского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Эрудит» (английский язык, 5-8 кл.), Гречишникова Е. - I место в муниципальном этапе предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Ерошкина Е. - I место в муниципальном этапе предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 10 классов.
2008-2009г.г.: Авдонина А., Новикова Е. - лауреаты Российского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Эрудит» (английский язык, 5-8 кл.), Ерошкина Е. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Колядёнкова В. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 8 классов, Рыжова Ю. призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Пучкина Е. - призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 8 классов.
 2009-2010г.г.: Кукина С. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 11 классов, Колядёнкова В. - победитель муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 9 классов, Пучкина Е. – призёр муниципального этапа предметных олимпиад по английскому языку среди учащихся 9 классов, Пучкина Е. – участник конкурса школьного сочинения на иностранном языке «Кто я в 2020 году?», Пиксаева А. – участник Республиканского конкурса исследовательских и проектных работ учащихся «Интеллектуальное будущее Мордовии».
Категория: Мои статьи | Добавил: Natalja777 (29.09.2010)
Просмотров: 3354 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz